Главная » Пресса о нас » Конкурентоспособный отель

Конкурентоспособный отель: путь совершенствования начинается с отчетности

  
Управлять отелем, опираясь на одно только собственное мнение – в 90% случаев означает растить слабого, неконкурентоспособного игрока рынка гостиничной отрасли. Другое дело, когда организация бизнес-процессов отеля строится на основе реальных показателей, которые берутся из текущей отчетности. Что является основным мерилом для сравнения эффективности деятельности крупных или малых отелей, загородных или городских? О том, как эти показатели получить и как часто их анализировать – Вы узнаете ниже.

Формула из трех переменных

Основной костяк данных, из которых должна формироваться отчетность любого отеля, это: показатели загрузки номерного фонда (Occupancy, Occ), средняя стоимость номера (Average Daily Rate, ADR) и доход с одной свободной комнаты (Revenue per Available Room, RevPAR). Каждый показатель может быть получен за любой произвольный период времени и рассчитывается по специальной формуле, при этом все вышеуказанные показатели связаны между собой. Именно эти данные позволяют сравнить между собой мини-отели и крупные гостиничные комплексы, городские и загородные гостиницы. "Естественно, нужно сравнивать с себе подобными, - говорит Дмитрий Иванов, генеральный директор гостиничной консалтинговой компании "MasterKey", - но эти показатели являются фактически универсальными, и, при желании, мы можем сравнить, скажем, бутик-отель на 30 номеров в Лондоне со СПА-отелем на 400 номеров где-нибудь на побережье Испании. На выходе, конечно, будет некое усредненное обезличенное число, похожее на среднюю температуру по больнице. Зато, если сравнивать, например, бизнес-отель в Москве с таким же бизнес-отелем в том же городе, то показатели будут более адекватными и приемлемыми для анализа".

При этом если отель располагает дополнительными центрами доходности (такими как ресторан, конференц-зал, SPA-центр и т.п.), то здесь могут применяться дополнительно и другие показатели рентабельности: доход с одного метра, средний чек, процент загрузки посадочных мест и т.д. Кроме того, руководители отелей нуждаются еще и в информации, связанной с контролем деятельности сотрудников отеля. Это необходимо для оценки эффективности труда работников, отслеживания текучести персонала и других параметров в сфере кадровой политики.

Полноценный контроль гостиницы любого формата и объема номерного фонда включает в себя помимо анализа доходной части еще и анализ расходной части. Руководителю отеля (и подразделений гостиницы) эти данные нужны для того, чтобы видеть, где можно оптимизировать собственные затраты. Главное здесь – не переусердствовать с экономией, ведь можно так уменьшить количество горничных, туалетных принадлежностей или других расходных материалов, что вместе с этим понизится и качество обслуживания, а значит не будут удовлетворены ожидания гостей. Это, по словам Дмитрия Иванова, распространенная ошибка: "Тогда вся экономия выходит боком, потому что Вы сэкономили 3 рубля, но потеряли 3000 из-за того, что гость больше никогда не приедет в Ваш отель".   

Зеркальное отражение отеля в отчете

Отслеживать вышеперечисленные показатели можно настолько часто, насколько необходимо руководителю того или иного отдела или отеля в целом. При этом методы для получения и формирования всей необходимой отчетности у каждого отеля свои. Кто-то использует бумажные технологии, ведя весь учет в журнале. Кто-то применяет электронные таблицы Excel или множество разрозненных программ. Очевидно, что ни то, ни другое не дает нужного эффекта и, как правило, формирует искаженные данные о деятельности гостиницы, которые не позволяют спрогнозировать или своевременно среагировать на отрицательные показатели. Плюс человеческий фактор и процент ошибок, сопряженных с ним.

Краеугольным камнем грамотного решения этого вопроса многие профессиональные отельеры считают для себя комплексную автоматизацию деятельности объекта гостеприимства с применением системы управления отелем (Property Management System, PMS). И здесь весь потенциал обуславливается функционалом и способностями данной системы. Оптимально, когда отраслевые решения для гостиничного бизнеса позволяют сформировать целостную картину, сократить риск ошибок вследствие человеческого фактора, а также уменьшить неоправданные затраты.

Очевидно, что для того, чтобы понять последствия нововведений, требуется определенный срок. Зафиксировать результаты использования автоматизированной системы в отеле можно уже через несколько недель. Например, в гостинице "Спортивная", принадлежащей гостиничному комплексу "Содружество", после внедрения автоматизированной системы управления гостиницей появилась возможность оперативного управления номерным фондом и ведения учета уборки номеров, состояния помещений, занятости персонала. Стало уходить в два раза меньше времени на регистрацию гостей и ведение учета расчетных операций с клиентами и турфирмами. Кроме того, теперь все актуальные данные о наличии свободных номеров и подробная информация о деятельности каждого из подразделений гостиницы доступны в любую минуту. В получении таких результатов гостинице помогло отраслевое решение "БИТ:Отель 8", использование которого в другой гостинице - "Easyroom" - дало возможность сократить время  формирования подробной аналитической информации по работе отеля. В информационной системе гостиницы "Easyroom" можно оперативно отследить задолженности по оплате услуг, увидеть данные о проведении взаиморасчетов с клиентами, не проживающими в отеле, но пользующимися  его услугами и многие другие. Кроме того, разработчики решения "БИТ:Отель 8" предусмотрели широкий набор оперативных и аналитических отчетов, таких как: "История заселения гостя", "Отчет по загрузке номерного фонда", "Отчет по услугам", "Отчет о доходах отеля", "Отчет по оплате кредитными картами", "Финансовый анализ", "Отчет по агентским вознаграждениям" и т.д.

В итоге можно смело заключить, что грамотно сформированная отчетность является мощным подспорьем для принятия, в первую очередь, управленческих решений. Накапливание реальной статистики и правильное и своевременное ее применение дает четкое понимание того, как идут дела в отеле и что необходимо поменять. И преимущество в данном случае у отеля с современной системой управления отелем: ведь именно тогда все бизнес-процессы отслеживаются в едином информационном пространстве, а управление отелем переходит на новый, более качественный уровень. Синергетическим эффектом этого станет увеличение потока клиентов и, как следствие, рентабельности гостиничного бизнеса.